Главная Контакты О сайте

Корнеплодные культуры относятся к разным семействам, а объ­единяет все эти овощи то, что в пищу у них употребляют один орган — корнеплод.

Наиболее важная корнеплодная культура не только в России, но и во многих других странах — морковь. История ее возделывания насчитывает более трех тысяч лет. Морковь знали еще в Вавилонии. Выращивали эту культуру также древние греки, а за ними и древние римляне, называя ее «даукус» и «кароте». Именно из этих слов состоит ботаническое название моркови.

На Руси морковь вначале оценили как лекарственное растение. Так, в XVII веке морковным соком лечили болезни носоглотки, сердца и печени. Лекари прописывали больным сливочное масло, подцвеченное морковным соком, а также свежие корнеплоды, до зимы сохраняющиеся в меду (этот способ способствует сохранению витаминов).

Одно из почетных мест среди столовых корнеплодов по праву занимает свекла. Данная культура — одна из наиболее древних и ведет свою «родословную» с IV века до новой эры. Древние римляне относили ее к числу наиболее любимых кушаний. По указу импе­ратора Тиберия германские племена выплачивали дань Риму в виде свеклы, подобным фактом объясняется ее широкое распространение в Германии. На Руси этот овощ появился в XI веке, очевидно, из Византии и с тех пор стал одним из самых любимых.

Любопытно, что в прошлом в пищу использовали не только корнеплоды, но и листья свеклы. Вероятно, возможность использо­вания когда «вершков», а когда «корешков» способствовала в дальнейшем разделению свеклы на листовую и корнеплодную. У первой культуры, называемой мангольдом, корнеплод несъедобный, развет­вленный, а в пищу употребляют многочисленные листья с сильно развитыми черешками. У второй, наоборот, быстро формируется сочный съедобный корнеплод (листья можно употреблять в пищу только в молодом возрасте).

Важная овощная культура в странах с умеренным климатом — сельдерей. Происходит он, очевидно, из Древней Греции. Однако в те давние времена его рассматривали не как огородное растение, а как олицетворение достоинства. Венками, сплетенными из сельдерея, жители Эллады награждали атлетов, а гирляндами украшали дома. Скульпторы переносили тончайшее кружево сельдерейных листьев на капителии коринфских колонн.

Древние римляне больше ценили медицинские свойства сельдерея и называли его «серели», то есть быстродействующий, за терапев­тическую эффективность. Разваренный сельдерей прикладывали к обмороженным местам, а отжатым из него маслом лечили желу­дочные болезни.

В качестве овощной культуры сельдерей стали использовать толь­ко в средние века. Первыми его оценили в Германии, где и возникла корнеплодная разновидность этого растения. Несколько позже, в XVII—XVIII веках, сельдерей начали культивировать во Франции. Оттуда его завезли в Россию, где поначалу это растение считали декоративным и лишь некоторое время спустя обнаружили тончай­ший аромат и нежный вкус кореньев сельдерея.

Повсеместно распространенное овощное растение — петрушка. Родиной ее считаются страны Средиземноморья. Древние римляне называли петрушку «петроселинум», а греки — «петроселинон». В переводе это означает соответственно «растущая на камне» и «каменный сельдерей». Вероятно, такое название объясняется тем, что впервые петрушку нашли на каменистых почвах.

Долгое время петрушка служила символом горя и печали: венки из этого растения носили в знак траура, а встретить крестьянина с корзиной, полной петрушки, считалось худшим предзнаменова­нием. Но несмотря на это, европейцы с давних времен использовали петрушку как лекарственное растение. Соком петрушки лечили воспаления и раны, а отвары из нее применяли в качестве моче­гонного средства. Применяли это растение и для борьбы с насеко­мыми-паразитами.

В пищу петрушку начали употреблять в средние века, причем вначале как корнеплодное растение, а листья получили признание позже.

В Японии, Китае, Корее и на Тайване выращивают так назы­ваемую японскую петрушку — мицуба с длинными (10—15 см) черешками. Эту культуру начали возделывать и в Подмосковье.

Пастернак культивировали жители Древней Греции и Древнего Рима. Вначале, как и морковь, его выращивали исключительно из-за лечебных свойств, а иногда как кормовое растение.

История редьки насчитывает более пяти тысяч лет. О выращи­вании ее в Древнем Египте свидетельствуют надписи на пирамиде Хеопса. Затем эта культура попала в Древнюю Грецию, после чего распространилась по всей Европе.

Из семян редьки приготавливали растительное масло золотистого цвета. Характерно, что такое же масло производили в Древнем Китае из семян лобы — «родственницы» европейской редьки.

На Руси редька была одним из самых распространенных овощей, о котором сложена масса пословиц и поговорок: «Хвасталась редька, что с медом хороша», «В редьке пять яств — редечка-триха, ре­дечка-ломтиха, редечка с маслом, редечка с квасом, да редечка так». Редька была обязательным компонентом одного из популярных русских кушаний — тюри. Из высушенных толченых корнеплодов готовили народное лакомство — мазюлю.

Хотя редис и ближайший родственник редьки, происхождение его более позднее. Считается, что это результат целенаправленной селекции с использованием карликовых форм редьки. Важная осо­бенность редиса состоит в том, что это одна из самых скороспелых овощных культур салатного назначения.

Богатая история и у репы. Ее широко культивировали еще древние персы, египтяне и греки. Ценили этот овощ и в Древнем Риме, особенно его сладкие сорта. Репу воспевали в своих стихах Гораций и Вергилий. Как и свеклу, репу поставляли римлянам в виде подати покоренные племена, что способствовало широкому распространению этой культуры.

До появления в Европе картофеля репа была одной из основных овощных культур. Причем, в то далекое время люди, как правило, не знали сахарного диабета. Это связано с тем, что углеводы в репе представлены практически исключительно легкоусваемыми сахарами и лишь их незначительная часть — крахмалом.

На Руси репу также возделывали с незапамятных времен и ценили ее за скороспелость и неприхотливость. В пищу репу упот­ребляли в самом разнообразном виде: сырой, вареной, печеной и т. д. Любовь к этому овощу нашла отражение в многочисленных сказках, пословицах и поговорках: «В землю крошки, да из земли лепешки», «Дешевле пареной репы», «Горох да репа — завидное дело: кто ни идет, урвет».

Брюква — не менее древняя культура, чем репа. Однако если репу подавали на обед даже императору, то брюкву ели только бедняки. В основном ее использовали как кормовое, а иногда как лекарственное растение.

По достоинству брюкву оценили лишь в средние века, когда были отселектированы ее сладкие сорта. Особенно популярной эта культура стала в Германии и Англии. В России брюкву практически не употребляют, несмотря на неприхотливость и пищевую ценность этой культуры.

Дайкон — дальневосточный родственник широко распространен­ных редьки и редиса. Поэтому его иногда называют восточной, или японской, редькой. Некоторые овощеводы-любители ошибочно счи­тают данное растение только сортом летней редьки. Но все же дайкон — особая культура со своими биологически и хозяйственно ценными признаками и большим количеством сортов, принадлежа­щих к различным группам (сортотипам).

Наиболее распространен дайкон на своей родине — в Японии, где этот овощ возделывают более тысячи лет, а также в других странах Юго-Восточной Азии. Эту культуру выращивают и в США, Бразилии, странах Западной Европы. В нашей стране дайкон пока распространен мало, хотя его с успехом возделывают в южных и северных областях европейской части России и на Дальнем Востоке.

Салатная японская репа — кабу, или кокабу, — близкородственна европейской репе, но по своим биологическим и хозяйственно цен­ным признакам это более окультуренное растение. В Японии са­латную репу традиционно возделывали в тех районах, где тяжелые или глинистые почвы не позволяли получать хороший урожай дайкона.

Корнеплодные растения представляют собой самую обширную группу среди овощных культур, выращиваемых на территории Рос­сийской Федерации. Объясняется это тем, что данные овощи — ценнейшие продукты питания человека.

В них содержатся основные витамины, минеральные соли, дие­тические волокна, эфирные масла, лекарственные вещества. Важ­нейшая особенность большинства данных культур — высокая лежкость. Корнеплоды могут храниться без существенных потерь ка­чества в течение длительного осенне-зимнего периода, характерного для большей части регионов России.

За исключением редиса, летней редьки, дайкона скороспелых сортов и японской салатной репы, все культивируемые корнеплодные растения двулетние.