Главная Контакты О сайте

Среди ранних яровых зерновых культур ячмень — самая засухоустойчивая культура. Он стоит на первом месте среди хлебных злаков по устойчивости к «захвату» и «запалу» благодаря быстрому росту и развитию в начальный пери­од. Имея короткий вегетационный период, ячмень наиболее про­дуктивно использует и экономно расходует запасы зимне-весен­ней влаги и успевает налить зерно в первой половине лета до на­ступления сухой и жаркой погоды. Поэтому во многих степных районах юга нашей страны ячмень дает более высокие и стабиль­ные урожаи, чем яровая пшеница и овес. Коэффициент водопотребления около 400.

 

Семена ячменя начинают прорастать при влажности, равной двойной гигроскопической влагоемкости данной почвы. При на­бухании семена ячменя поглощают около 50 % влаги от массы воз­душно-сухих семян. Во время набухания и в течение всего перио­да прорастания семена ячменя поглощают отдельные вещества из окружающего их раствора (аммиак, амиды) и одновременно выде­ляют в раствор избыточные продукты, преимущественно раство­римые углеводы, представляющие благоприятную среду для раз­вития плесневых грибов. При влажности ниже уровня, необходи­мого для прорастания, в семенах протекает процесс гидролиза белков. В результате этого накапливаются промежуточные соеди­нения и аммиак, вызывающие нарушение функциональных процессов в клетках семени. Это тормозит деление клеток и отрица­тельно сказывается на прорастании семян. Наибольшее количе­ство воды ячмень потребляет в периоды выхода в трубку и коло­шения. Повышенная влажность и умеренная температура возду­ха в фазе кущения способствуют лучшему формированию и росту вторичной (узловой) корневой системы и образованию большего количества побегов, благодаря чему в дальнейшем растения смо­гут полнее использовать почвенное плодородие и влагу, сформи­ровать более высокий урожай. Недостаток влаги в период обра­зования репродуктивных органов оказывает губительное дей­ствие на пыльцу ячменя. Стерильность части пыльцы ведет к увеличению числа бесплодных цветков и снижению продуктив­ности.